Раздел: Развитие наших детей
17.07.09

Круглый, маленький, красный – как сформировать у ребенка сенсорные способности

Круглый, маленький, красный – как сформировать у ребенка сенсорные способности

Как подготовить своего ребенка к школе, как помочь ему достигнуть успехов в видах деятельности и творчества, которые он избрал - рисовании, музыке, конструировании, сочинительстве? Психологи советуют развивать сенсорные способности будущего гения.

Формировать эталоны
Познание всегда начинается с восприятия явлений и предметов окружающего мира, а фундамент умственного развития составляют сенсорные способности. С раннего возраста дети сталкиваются с разнообразием цвета, форм и иных свойств различных предметов, будь то предметы домашнего обихода или игрушки. Знакомятся малыши и с рядом произведений искусств. Любой ребенок, так или иначе, все это воспринимает, но когда такое усвоение происходит стихийно, зачастую оно оказывается поверхностным, именно поэтому процесс развития у ребенка сенсорных способностей нужно терпеливо направлять.
Серьезное место в формировании сенсорных способностей занимает усвоение ребенком образцов внешних свойств различных предметов, которые являются общепринятыми - сенсорных эталонов. Семь цветов спектра, а также их оттенки используются в качестве эталонов цвета, в качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры, эталоном величины является метрическая система мер.

Сенсорное (от лат. sensus - ощущение, чувство) развитие ребенка - это развитие его восприятия мира, а также формирование собственных представлений о внешних свойствах различных предметов: их форме, величине, положении в пространстве, цвете, а также вкусе, запахе и прочих.

Наглядные пособия нас окружают
Малыш усваивает представления о форме, величине и цвете предметов не в течение только одного дня, а обучение его идет не методом чтения лекций и не по команде родителей. Существуют различные занимательные игры, красочные пособия, песенки, истории, загадки, стихи. Огромную помощь – и вам и вашему ребенку - могут оказать разнообразные мозаики, конструкторы, кубики, а также обычные предметы вашего домашнего обихода.

Знакомить ребенка с сенсорными эталонами надо начинать с основных образцов, а продолжать - с их разновидностями. При этом эталоны должны быть сопоставлены между собой, и сначала названы взрослым, а потом и ребенком. Только в этом случае они будут правильно закрепляться в памяти.

Голубой, зеленый, синий... Сенсорные эталоны в области цветового восприятия - это, так называемые, ахроматические цвета спектра (черный, серый, белый) и хроматические цвета (все цвета радуги – то есть - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Пятилетний малыш, обычно, знает все основные цвета, кроме фиолетового и голубого. В пять-шесть лет как раз и нужно переходить к началу формирования представления о них.
Особенно трудно, как правило, идет для ребенка усвоение голубого цвета - детки зачастую путают его с синим. Поэтому, перед ознакомлением малыша с голубым цветом, необходимо дать ему представление о расположении тонов цвета в спектре, об их оттенках. Знакомство с цветовыми оттенками даст крохе возможность сопоставить голубой и светло-синий, установить их различие. Вообще, усвоение спектральной цветовой последовательности дает возможность определить голубой цвет, как цвет, «находящийся между синим и зеленым». Детей такого возраста важно также учить различать несколько (четыре-пять) оттенков светлости. Следует обратить внимание ваших непосед на то, что некоторые оттенки светлости имеют в жизни особые названия (например, розовым называют светло-красный цвет).

Квадрат, овал, круг... Усвоение ребенком эталонов формы предполагает у него наличие умения распознать соответствующую форму, назвать ее и суметь найти ей применение, а не начинать производить ее анализ, имея в виду количество и величину углов, сторон и прочего. В пять лет малыш должен знать «в лицо» пять основных фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Постепенно необходимо вводить в изучение новые фигуры, знакомить будущего школьника с разновидностями прямоугольников, овалов, треугольников и так далее. Самое главное - чтобы малыш их различал.

Совсем узенький, узкий, широкий. Овладение ребенка эталонами величины происходит немного сложнее, чем эталонами цвета и формы. Величина «абсолютного» значения не имеет, и определение ее надо производить посредством условных мер. Усвоение этого понятия - довольно трудная задача, которая требует определенной математической подготовки, поэтому дошкольникам решать ее очень непросто. Однако для восприятия малыша использование метрической системы совсем не обязательно. Предмет может быть оценен как «большой» только по сравнению с другим предметом, являющимся в данном случае «маленьким». Таким образом, представления об отношениях с точки зрения величины между предметами выступают в качестве эталонов величины. Эти представления можно обозначить словами «самый маленький», «маленький», «большой».
В возрасте пяти-семи лет детей надо обучать сравнивать вначале два-три, а позднее и большее количество различных предметов, которые образуют ряд возрастающих или убывающих величин - в таком случае одновременно требуется и обучение приемам сравнения. Ко всему вышесказанному надо добавить, что овладение эталоном величины в данном возрасте предполагает у малыша наличие умения определять длину, ширину, а также высоту предметов.

К сведению родителей
 Аналитическое восприятие понятия «величина» связано не только с выделением и последующим объединением частей целого, но и с выделением трех измерений предмета – высоты, ширины и длины. Поскольку отделить ширину и длину от самого предмета нельзя, нужно учить малыша сопоставлять предметы по этим измерениям. При этом весьма важно показать, что сами измерения предмета имеют относительный характер: они зависят от его расположения в пространстве.

Обучение способам обследования
После усвоения сенсорных эталонов, необходимо научить малыша применять их при обследовании различных предметов в качестве образцов. Наиболее трудной задачей для дошкольников выступает оценка сочетания форм, цветов и величин у предметов, имеющих сложную структуру.

Красный или вишневый? Малыш быстро научится определять цвет конкретных предметов - это нетрудно, когда эти предметы имеют относительно чистый цвет. Однако в том случае, когда в цвете содержатся элементы разных тонов, и, к тому же, они выражены они в разной степени (к примеру, шоколадный, кофейный, малиновый и другие), задача становится более сложной, требует специальной тренировки и навыков умения выделять, а после различать предметы, имеющие разные цветовые оттенки.
Но недостаточно лишь уметь точно воспринимать оттенки и отдельные цвета. В произведениях искусства и самой природе цвета находятся в различных, сложных сочетаниях. Ребенка лет пяти-семи надо научить эти сочетания видеть, улавливать различие цветов, выявлять определенный ритм в расположении их отдельных тонов, а также отличать цвета, называемые холодными, от гаммы теплых.

Круглый или овальный? Обучение малыша обследованию формы предмета - это, перво-наперво, обучение умению видеть родство между простой геометрической фигурой и формой предмета. После этого важно учить ребенка обозначать форму этого предмета словесно (холодильник - прямоугольный, блюдце - круглое и так далее).
Однако немного предметов имеют форму, которая однозначно напоминала бы какую-либо геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма оказывается сложней: можно определить общие очертания, форму основной части предмета, формы и расположение его второстепенных частей, а также отдельные дополнительные детали. Пяти-семилетний ребенок должен научиться обследованию именно сложных форм.
Восприятие формы, имеющей сложную структуру, предполагает умение малыша зрительно дробить ее на ряд отдельных элементов, соответствующих тем или другим геометрическим образцам, а затем определять соотношение этих элементов. Например, когда ребенок изображает на бумажном листе дом, он сначала рисует большой прямоугольник, потом - крышу в форме трапеции или треугольника, далее - небольшие прямоугольные окошки и так далее. На каждом этапе обучения действиям по определению формы рекомендуется использовать простой прием – можно предложить малышу обводить контур предмета и всех его частей. Это поможет ему сопоставить форму, которую он обводит, с эталонами.

Маленький или короткий? Обучение обследованию величины предметов для ребенка должно быть направлено, в первую очередь, на развитие глазомера. Для этого советуют учить его решать «глазомерные» задачи, все более увеличивая их сложность. Сначала ребенок учится сравнивать два предмета, с помощью прикладывания одного к другому, затем - подбирать два предмета на глаз так, чтобы они по суммарной величине были равны третьему. После этого малыш должен овладеть и более сложным способом обследования измеряемой величины – ему надо научиться пользоваться простейшей меркой (например, измерить полоской бумаги образец, а потом по этой мерке отыскать предмет нужной величины). Подобные задания довольно трудны даже для семилетнего ребенка. Но в ходе обучения уровень глазомерных действий неуклонно повышается.

Простейшие тесты
«Найти квадрат» (на способности к дифференцированному восприятию). Покажите малышу рисунок, где изображены десять четырехугольников, среди которых пять абсолютно одинаковых квадратов и пять разных по форме четырехугольников. Предложите ребенку найти и показать вам все одинаковые фигуры (это будут квадраты). Если ребенок сможет за небольшое время отыскать все квадраты, то будет это свидетельством того, что у него имеются способности к дифференцированному восприятию.
«Что тут не дорисовано» (на целостность восприятия). Заранее нарисуйте или найдите готовые десять необычных карточек: часы без стрелки, стул без одной ножки, мишка с одним ухом, портфель без ручки и тому подобные. Покажите малышу эти картинки и затем попросите назвать недостающие детали. Зафиксируйте время восприятия каждой картинки и правильность определения недостающих признаков. Хорошим результатом для ребенка лет шести-семи будет, если он найдет все недостающие детали и назовет их примерно за полторы минуты.
«Закрась фрукты» (на восприятие цветов). Дайте малышу несколько рисунков с черно-белым изображением некоторых фруктов и цветные карандаши или мелки - пусть он закрасит каждый фрукт в цвет, который ему соответствует. Обычно детки легко справляются с подобными заданиями, но если у вашего малыша с первого раза не получилось, продолжайте терпеливо выполнять аналогичные упражнения.

 

Автор: Маргарита Елецкая
Оставить комментарий к статье:
Только зарегистрированные пользователи могут оставить комментарий к статье



НОВЫЕ СТАТЬИ
Развеселая уборка с детьми
Попадая в магазин игрушек очень трудно справиться с искушением и не начать покупать все подряд, ведь там столько развивающих конструкторов, кукольных сервизиков для дочки и машинок для сына, а еще восковые мелки, наборы для творчества, пазлы....
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Часть 2
Задание музыкального воспитания. Содержание музыкального воспитания можно обосновать, исходя из целей эстетичного воспитания, с учетом вековых особенностей детей и особенностей музыкального искусства, в частности тех его произведений, которые...
Научим малыша считать!
Мышление маленького человечка устроено таким образом, что запоминает он лучше и легче именно то, что видит своими глазками в реальном времени. Поэтому и рекомендуется во время занятий использовать наглядный материал.




Последние новости

 Kiddli сэкономит время для 90% украинских мам!
Знаете ли вы, где можно найти лучшие садики, спортивные секции, курсы, нянь и другие важные услуги для детей в вашем городе или рядом с вами, не теряя при этом на поиски часов или даже дней вашей...
Экскурсия на завод Агуша
Ранняя осень – отличное время для совместного путешествия вместе с ребенком! В связи с этим «Агуша» с большим удовольствием приглашает Вас и Ваших деток на бесплатную экскурсию по «Заводу Агуша»,...
 «Джеронимо» объявляет июль месяцем Правил Дорожного Движения
Нет лучше способа научить детей чему-то, чем вовлечь их в тематическую игру. Детский центр «Джеронимо», заботясь о знании детей правил дорожного движения, придумал для малышей целый месяц...
На какие жертвы готовы женщины ради стройности?
Ученые не раз проводили исследование на тему того, на что готовы пойти женщины ради стройности. Кто-то из представительниц прекрасного пола готов отказаться от секса, кто-то - от шопинга. Но...
Чем красивее женщина, тем реже она платит
Многие современные женщины предпочитают платить сами за себя на первом свидании. Но, как показало недавнее исследование, не все. Это зависит от внешней привлекательности дамы.

rasskazov.com.ua



по сайту по интернету






СТАТИСТИКА
Зарегистрированных:
Сегодня: 332
Всего: 462738



Добавьте себе нашу кнопку

7я Семейный портал в Украине

Код




логин
пароль





ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ
НА ФОРУМЕ
Облако тегов
беременность ребенок вязание роды лечение на спицах воспитание отношения школа детский сад семейный бюджет красота здоровье психология грудь анализы питание упражнения диета имя малыш развитие ребенка отдых планирование беременности йога фитнес кормящая мама грудное вскармливание фен шуй бесплодие запоры определение беременности уход праздничные блюда семья путешествия праздники отдых образование красивые волосы мода Форум
Видеоролики




Сколько сигарет вы выкуриваете в день:
Стоимость пачки сигарет:
Сколько лет вы курите: