Раздел: Развитие наших детей
24.03.10

Детские стихи: развитие памяти и воображения ребенка

Детские стихи: развитие памяти и воображения ребенка

У вас, наверное, еще свежа память о том, как вы старались выучить стишок или песенку, будучи в детском садике или в школе. Значит, вы помните и том, что родители постоянно старались внушить вам всю важность развития памяти в раннем возрасте. Прошло совсем немного лет, и теперь на вас возлагается миссия, которую делали ваши папа и мама – начинать учить стихи вместе с малышом и заниматься вместе с ним развитием памяти. В этой статье мы постараемся дать вам несколько дельных советов, чтобы ваш малыш вырос настоящим гением с феноменальной памятью.
   
Особенности детской памяти

Малыши очень быстро запоминают все, что им говорят или все, что они видят. Довольно часто случается так, что ребенок, который совсем недавно только научился говорить, владеет воистину феноменальной памятью, чем очень радует и, одновременно, приводит в недоумение своих маму и папу, особенно в тех случаях, когда такой талант к запоминанию у него избирательный. Наверное, если у вас уже есть ребенок, вы сами не раз замечали, что он с легкостью запоминает номера телефонов или различные даты, но при этом выучить стихотворение является для него настоящим наказанием.  И вы можете быть уверены, что такой ребенок ваше обещание по поводу покупки желанной игрушки или похода в зоопарк будет помнить до тех пор, пока вы его не осуществите. 

Многим родителям, у которых есть сынок или доченька трех лет, знакома ситуация, когда они читают своему малышу на ночь его любимую сказку. Но вдруг вас что-то отвлекло, и вы перестали читать. И тут ваш карапуз заявляет вам, что теперь он сам для вас немного почитает. Берет с деловым видом у вас из рук книгу, открывает ее на нужной странице, и начинает читать. Вашей радости нет предела, неужели он самостоятельно научился этому? Ведь человек не в состоянии слово в слово запомнить такой большой текст. А ведь это действительно так. Когда вы читали ребенку сказку, он запоминал ее. Вернее будет сказать, что он запоминал все, что написано на той или иной странице. В запоминании малышу очень хорошо помогает обильная иллюстрация детских книг. Такие картинки и помогают ему правильно и в нужном порядке воспроизводить все, что когда-то он слышал от мамы.

Но вот чем особенный этот возраст, так это то, что ребенок хоть и владеет феноменальной памятью, он еще не в состоянии направлять свой талант в нужное русло. Он без видимых усилий запоминает множество информации, которую затем так же легко и воспроизводит. Создается такое впечатление, что у него все получается само собой. А для того, чтобы малыш научился самостоятельно извлекать из глубин своей памяти информацию, которая ему нужна в данный момент, должно пройти еще немало времени. В большинстве случаев дети обучаются этому к семи или восьми годам.

Но, что самое плохое, старшие дети уже не могут похвастаться такой замечательной памятью, как у малышей. И то, что они уже могут достаточно хорошо владеть своим мозгом и извлекать из него нужную информацию, уже не принесет им такой пользы, какую принесло бы еще несколько лет назад. Именно это становится причиной тому, что малыш, учащийся в первом или втором классе, с большим трудом учит стишок, который ему задали в школе. Достаточно часто дело доходит даже до слез.

И помните, что нужно периодически вместе с ребенком повторять все стихотворения, которые он учил в школе несколько месяцев назад. Это будет полезно не только для малыша, но и для вас. В процессе повторения очень хорошо активизируется и развивается долговременная память.

Поможем первокласснику

Вполне естественно, что ребенку очень сложно выучить стихотворение, тем более, если оно содержит несколько строк. В нем также могут быть слова или даже целые выражения, непонятные для малыша. Иногда мы, будучи уже взрослыми, с ужасом вспоминаем те времена, когда нам также приходилось сидеть над стихотворением, стараясь его запомнить. Как мы иногда по несколько часов подряд учили сначала построчно, затем четверостишьями, и, наконец, целые стихи. А утром, просыпаясь и стараясь вспомнить все, что далось нам с такими невообразимыми усилиями, мы с ужасом понимали, что запомнили, в лучшем случае, только половину нужного материала. А через несколько часов, когда учитель вызывает к доске, хаотически пытались вспомнить хоть что-то, но это, к сожалению, не всегда получалось.   

Ради правды хочется сказать, что не всем малышам семи или восьми лет выучивание материала дается с большим трудом. Некоторым детям достаточно несколько раз перечитать стихотворение, чтобы на следующий день рассказать его на пятерку. Но есть и те, для кого это действительно непосильный труд. Но почему так происходит? Не все дети одинаковы, равно как и каждый взрослый – индивидуальность. Одни малыши любят точные науки, а стихи для них будут мукой, а другие – наоборот. Но очень часто все происходит из-за того, что дети просто неправильно учат материал.

Пока ваш сын или дочка еще маленький, он с огромной радостью будет принимать не только все ваши подсказки, но и определенные наставления, которые касаются выучивания заданного на домашнее задание материала. Они верят в авторитетность родителей. Ребенка в таком возрасте намного легче чему-то обучить или привить ему один из полезных навыков. Не ссылайтесь на то, что у вас много работы. При желании я думаю, что вы сможете выкроить из своего плотного графика хоть один час для того, чтобы выучить со своим ребенком стихотворение. Взрослому человеку хватит для этого и сил, и терпения, и знаний. Главное – желание и стремление вырастить своего малыша думающим и всесторонне развитым человеком, который будет тонко чувствовать внешний мир и полностью сольется с ним. Главными помощниками в этом весьма непростом деле вам будут ваша мудрость, приобретенная за годы жизни, любовь к литературе и поэзии, а также стремление к жизни. Согласитесь, ведь ваше любимое занятие, такое как вязание или чтение журналов, не может быть главнее будущего вашего малыша. И поэтому выключите телевизор, отложите все свои дела, если они, конечно, не срочные, посадите возле себя своего карапуза и приступайте к выучиванию стихотворений.

Можете быть уверены, вы испытаете настоящее удовольствие от того, что снова будете иметь возможность окунуться в детство вместе с малышом, вспомнить детскую классику. И это тогда, когда вы уже полностью сформировались как взрослый человек, и когда имеете вполне конкретную собственную жизненную позицию.

Так от чего же конкретно зависят способности малыша к запоминанию?


Специалисты называют несколько факторов, которые, так или иначе, влияют на это.

Первый фактор – возраст малыша. Чем ребенок старше, тем лучше работает его память. Это связано не с тем, что у старшего малыша память лучше, в этом случае скорее наоборот. Просто такие дети умеют намного лучше использовать свои способности. Ребята запоминают материал, который им преподают, и при этом не прилагают больших усилий. В этом они основываются на естественной способности мозга. Если ребенок уже немного старше, он старается ту информацию, которую он должен запомнить, каким-то образом связать со своим опытом, который у него уже накопился. Он проводит ассоциации, делает определенные рисунки или пометки, которые помогут ему. Если говорить другими словами, малыш просто старается активнее включить механизм, который в ученых кругах называется опосредованной памятью.

Кроме возраста ребенка огромную роль играет и определенный багаж знаний, который он успел накопить за столь непродолжительный период своей жизни. Память человека всегда начинает развиваться с увеличения объема его знаний.

Еще одним фактором, влияющим на то, как малыш будет запоминать информацию, служит уровень его умственных способностей. Чем больше ребенок размышляет над чем-либо, чем больше вещей он может сделать самостоятельно без помощи родителей, тем большее количество информации он сможет запомнить. И чем старше становится ребенок, тем больше всего он знает и умеет делать, и, соответственно, развивается его память. Получается своеобразный замкнутый круг.

Предварительная работа

Психологами были проведены исследования, которые показали, что существует тесная взаимосвязь между психическим состоянием малыша и его памятью. Если перевести все сказанное на понятный язык, можно сделать вывод, внушение и самовнушение непосредственно влияют на эффективность запоминания. И, исходя из этого, напрашивается простой вывод: перед тем, как начать учить тот или иной текст, сначала необходимо внушить малышу уверенность в том, что он владеет просто феноменальной памятью, и с легкостью сможет выучить и запомнить на много лет все, что потребуется.

Перед тем, как начать обучать своего малыша, сами прочитайте заданное ему стихотворение, и при этом обязательно с выражением. После этого пусть это же произведение прочитает сам ребенок. Если в заданном тексте будут слова, значение которых школьник не понимает, объясните ему, что они значат. И помните, что то, насколько качественно карапуз будет запоминать стихотворение, непосредственно зависит от его заинтересованности в этом. А когда материал будет интересным? Да только тогда, когда он понятен для малыша. И после того, когда вы объясните ему все непонятные слова и выражения, ребенку следует еще раз самостоятельно перечитать заданный материал. Сделать это он должен медленно и с нужным выражением, расставляя при этом смысловые акценты в тексте.

Итак, текст перечитан и все непонятное малышу разъяснено. Теперь пришло время рассказать ему о человеке, который был автором этого произведения, о том, когда и в какую эпоху оно было написано, а также о том, кому оно было посвящено. Если есть возможность, покажите карапузу портрет или фотографию этого великого поэта, и расскажите некоторые интересные факты из его биографии. Для этого вам, соответственно, нужно будет немного подготовиться. Такой подход с вашей стороны станет для вашего сына или дочки своеобразным толчком к заучиванию стихотворений. Он научит его культуре заучивания, а также значительно облегчит для него само восприятие поэзии, которая иногда бывает достаточно сложной.

Не упускайте и иллюстраций к тексту, который необходимо выучить. Обратите  на них внимание малыша. После этого еще раз и с выражением прочитайте стихотворение, и пусть ребенок в это время внимательно изучает нарисованные художником картинки. Такими действиями вы сможете сформировать у своего сына или дочки комплексный образ этого произведения. Когда все, что описано выше, сделано, вы можете приступать вместе с первоклассником к заучиванию стихотворения.

Смотрю и запоминаю


Существует несколько одинаково результативных способов разучивать стихотворения. Все они основаны на врожденных особенностях памяти малыша. Вы ребенку разжевали и подробно объяснили все моменты в тексте, которые были для него непонятными. После этого он начинает по строкам читать заданное произведение, а вы в это время на листе бумаги стараетесь изобразить все, что в нем говорится. Только не забудьте каждую строчку (в вашем случае это будет отдельный рисунок) отделить от предыдущей вертикальной линией. От вас не требуется делать рисунки, которые по качеству ничем не будут уступать творениям известных художников. Вашего карапуза вполне устроят схематические изображения содержания текста, и от этого не будет зависеть качество запоминания информации.

Затем свое художество дайте ребенку, и пусть он постарается по нему воспроизвести все, что сумел выучить за определенный период. Когда вы видите, что у него все получается, рисунок, который стал для него своеобразной подсказкой, следует убрать подальше.

Такой метод обучения особенно хорошо подойдет тем малышам, которые владеют хорошей зрительной памятью. Они стараются связать смысл заучиваемого стихотворения с нарисованной вами картинкой. Через некоторое время таких занятий дети сами начинают рисовать для себя такие же подсказки.

Вот только проблема в том, что не каждый стих вы сможете отобразить схематически или рисунком. Что делать в таких случаях?

Наиболее оптимальным возрастом для разучивания стихов считается четыре-пять лет. Именно в это время память ребенка развивается наиболее активно. И вам нужно за это время постараться разучить вместе со своим сыном или дочкой как можно больше произведений. Только так вы сможете сформировать у него такой объем памяти, который будет необходим для его будущего обучения.

Запоминаю в процессе движения


После столь кропотливой работы, которую вы провели с малышом, предложите ему взять небольшую веревку, с помощью которой он сможет «смотать клубок» из разучиваемого стихотворения. Карапуз читает, и в то же время ритмически наматывает сроку за строкой на «шпулю для ниток» в голове. Затем снова читает стихотворение, и разматывает этот клубок, потом опять разматывает. И так несколько раз подряд. После этого предложите ребенку отложить клубок с веревкой в сторону, и наматывать его как бы «понарошку», не переставая при этом рассказывать стихотворение.

Такой подход наиболее хорошо подойдет тем малышам, которым недостаточно прочитать стих или увидеть его на рисунке. Им нужно еще и потрогать. Таким образом, они получат необходимую опору, подкрепляя двигательными актами процесс запоминания. Помогать таким детям вы можете разными способами. Например, дайте ему небольшую тарелочку с фасолью или горохом. Каждая горошина будет означать одну прочитанную строку. И пусть он эти горошины сначала кладет в блюдце, а затем вынимает из него. И так несколько раз подряд, пока не будет достигнут желаемый результат.

Слушаю и запоминаю

С детьми, у которых лучше развита слуховая память, стихотворения следует учить следующим образом. Сначала вы самостоятельно читаете  все, что он должен выучить. После этого начинаете читать небольшими отрезками, которые он должен за вами повторить. После этого вы опять повторяете тот же отрезок. В предыдущих методах дети при изучении опирались или на рисунок или на материальные предметы. В данном случае такой опорой для них будет сочетание нескольких строк, которые объединенные между собой не только определенным смыслом, но и рифмой. Происходит так называемая слухоречевая опора. Таким образом, вы учите сначала отдельно каждое четверостишье, а затем и целое стихотворение.

Если вы будете разучивать стихи с ребенком, у которого хорошо развита слухоречевая память, другими способами, это не только не принесет пользы, но и будет препятствовать нормальному запоминанию.

Запоминаю в процессе размышления


При этом способе ребенок сначала читает несколько строк стихотворения, а затем старается своими словами рассказать все, что он запомнил. Потом, начиная с того места, на котором он остановился, опять читает несколько последующих строк, которые также старается пересказать. При таком методе запоминания малыш опирается на смысловые связи разучиваемого произведения. После нескольких раз такого прочтения он, скорее всего, хорошо запомнит, какие слова использует автор, и как именно в своем стихотворении он говорит о явлениях, событиях или людях.

Этот метод самым лучшим образом подходит для детей с хорошо развитой логической памятью.

Наверное, мало кто из нас помнит, как в раннем детстве учил стихотворения? Но зато в памяти еще свежи воспоминания об учебе в старших классах или в институте, где нам приходилось заучивать правила, теоремы или формулы. Каждый студент учил этот материал только ему одному удобным способом. Кому-то было достаточно один раз услышать теорему или правило на лекции, и оно откладывалось у него в памяти. Другие после занятий несколько раз перечитывали его, делая при этом пометки в блокноте. Некоторые просто зазубривали информацию, при этом, не всегда понимая ее смысла. Были и такие, которые в тетрадях рисовали только им одним понятные символы и значки, которые помогали им в восприятии заучиваемого текста. Из этих примеров мы можем видеть, что тот способ заучивания, который подходит одному, будет совершенно бесполезен для другого. В этом плане дети совершенно не отличаются от своих пап и мам. Все ребята различны между собой, каждому из них присущи индивидуальные качества, и поэтому, при разучивании стихотворений, вам обязательно нужно ориентироваться на них. Если малыш хорошо запоминает, ходя по комнате и активно жестикулируя, не запрещайте ему делать это. Возможно, именно в этих движениях кроется секрет быстрого и качественного обучения?

Поэтическая галерея ребенка

Первые разы, когда вы только начали учить вместе с ребенком стихотворения, постарайтесь попробовать каждый из описанных выше методов. Затем, проанализировав результаты, вы поймете, который из них наиболее лучшим способом подходит ему. При этом из результатов наблюдений вы сможете узнать, какой вид памяти работает у него лучше. Впоследствии, в процессе обучения, необходимо активно задействовать именно этот вид памяти, попеременно сочетая его с другими. Поэзия не должна быть для ребенка обузой и причиной для плохого настроения. Она должна приносить ему радость и удовлетворение. А сам процесс разучивания стихотворений – увлекательным и результативным.

Дети учат стихи не только в тех случаях, когда им это необходимо согласно школьной программе. Для этого может быть и совсем другой повод: день рождения родных или близких, Новый год или профессиональный праздник. Постепенно, год за годом, багаж литературных знаний вашего малыша будет все больше и больше. Вот только память человека имеет такое свойство отсеивать информацию, которая не используется. И стихотворения, которые ребенок учил еще не так давно, постепенно частично или даже полностью забываются. Ученые провели по этому поводу исследования, которые показали, что если в день получения определенного материала его не повторить, то на следующее утро человек будет помнить только 74% всего выученного. Через четыре дня этот объем информации уменьшится до 64%, через месяц – 58%, и через полгода будет составлять только 38%. Согласитесь, ведь для стихотворения 38% это ровным счетом почти ничего. Его нужно знать полностью, а для этого необходимо периодическое повторение. Для этого предложим вашему вниманию интересную и проверенную методику. К каждому стихотворению, которое вы выучили вместе с ребенком, постарайтесь нарисовать одну или несколько картинок, которые будут соответствовать его тематике. В самом низу напишите его название, а также автора, написавшего его. Заведите отдельную папку, в которую вы будете складывать эти рисунки. Время от времени доставайте ее и, рассматривая их всей семьей или вместе с гостями, постарайтесь воспроизвести целое стихотворение. Такой метод для малыша будет не только действенным, но и интересным.

Таким образом, вы не только освежите в памяти своего ребенка стихи, выученные им ранее, но и сформируете у него определенный поэтический багаж. Малыш сможет гордиться своими успехами. Такой способ повторения, к тому же, поможет карапузу побороть страх выступлений перед публикой, он будет больше общаться  не только с другими детьми, но и с взрослыми. А общение, как известно, самый лучший способ для сближения двух разных возрастных поколений. 
   
   
   

   
 

Оставить комментарий к статье:
Только зарегистрированные пользователи могут оставить комментарий к статье



НОВЫЕ СТАТЬИ
Учимся играть самостоятельно
Когда малыш появляется на свет, вы стараетесь уделять ему как можно больше времени. Он нуждается в вас, в вашем внимании, в ваших руках, и вы откликаетесь на все его пожелания. Но придет время малышу научиться оставаться наедине с самим собой,...
Говорят дети. Часть 3
Кто такой Наполеон? - Паша, ты знаешь, кто такой Наполеон? – спрашивает воспитательница. - Конечно, знаю! – не задумываясь, отвечает Паша. – Торт такой!
Детская комната как пространство для развития. Часть 1
Психологами давно установлено, что такие элементы окружающего нас пространства, как цвета, формы, линии, текстуры, звуки, запахи, а также различные образы и символы, - все это имеет влияние на эмоциональные состояния человека, его настроение,...




Последние новости

 Kiddli сэкономит время для 90% украинских мам!
Знаете ли вы, где можно найти лучшие садики, спортивные секции, курсы, нянь и другие важные услуги для детей в вашем городе или рядом с вами, не теряя при этом на поиски часов или даже дней вашей...
Экскурсия на завод Агуша
Ранняя осень – отличное время для совместного путешествия вместе с ребенком! В связи с этим «Агуша» с большим удовольствием приглашает Вас и Ваших деток на бесплатную экскурсию по «Заводу Агуша»,...
 «Джеронимо» объявляет июль месяцем Правил Дорожного Движения
Нет лучше способа научить детей чему-то, чем вовлечь их в тематическую игру. Детский центр «Джеронимо», заботясь о знании детей правил дорожного движения, придумал для малышей целый месяц...
На какие жертвы готовы женщины ради стройности?
Ученые не раз проводили исследование на тему того, на что готовы пойти женщины ради стройности. Кто-то из представительниц прекрасного пола готов отказаться от секса, кто-то - от шопинга. Но...
Чем красивее женщина, тем реже она платит
Многие современные женщины предпочитают платить сами за себя на первом свидании. Но, как показало недавнее исследование, не все. Это зависит от внешней привлекательности дамы.

rasskazov.com.ua



по сайту по интернету






СТАТИСТИКА
Зарегистрированных:
Сегодня: 331
Всего: 462737



Добавьте себе нашу кнопку

7я Семейный портал в Украине

Код




логин
пароль





ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ
НА ФОРУМЕ
Облако тегов
беременность ребенок вязание роды лечение на спицах воспитание отношения школа детский сад семейный бюджет красота здоровье психология грудь анализы питание упражнения диета имя малыш развитие ребенка отдых планирование беременности йога фитнес кормящая мама грудное вскармливание фен шуй бесплодие запоры определение беременности уход праздничные блюда семья путешествия праздники отдых образование красивые волосы мода Форум
Видеоролики




Сколько сигарет вы выкуриваете в день:
Стоимость пачки сигарет:
Сколько лет вы курите: