Раздел: Развитие наших детей
23.12.09

Улучшим память ребенка: полезные рекомендации и упражнения

Улучшим память ребенка: полезные рекомендации и упражнения

В школе очень важно уметь запомнить получаемую от учителя информацию и правильно ее воспроизвести. Но достичь совершенства в развитии памяти невозможно за пару месяцев подготовки к школьному периоду, важно начинать заботиться о способности воспроизводства и запоминания информации еще с дошкольного периода вашего ребенка.

Как известно детишки в возрасте 5-6 лет лучше запоминают то, что интересно, ярко и вызывает определенные эмоции (будь-то радость или же наоборот — огорчение). Причем в основном всегда запоминание происходит непроизвольно. Наверняка ваш ребенок с легкостью перескажет содержание рекламы зубной пасты, нежели небольшой рассказ из прочитанной недавно книги. Вы можете часами удивляться способностями вашего чада так красочно и насыщенно рассказывать увиденное и полагать, что ваш ребенок просто вундеркинд по запоминаниям. Однако для школы этого недостаточно. Ведь такое запоминание непроизвольно, то есть неуправляемо ребенком. А вот в школе у малыша возникнет острая необходимость управлять своей памятью, ставя перед собой определенную цель — запомнить, прикладывая для этого силу и волю. Другими словами такое запоминание называется произвольным и требует немалой работы головного мозга юного школяра.

Острота детской памяти напрямую зависит от того, понимает ли ребенок весь смысл запоминаемого. Именно осмысленное запоминание поможет глубоко усвоить материал, вызвав в сознании яркие образы, ассоциации, представления... и тем самым на длительное время «упакует» полученную информацию в долговременную память (мы можем полжизни помнить детское стихотворение, выученное еще в первом классе, а все благодаря некоторым ассоциациям, сравнениям и представлениям).  Вот почему очень важно учить ребенка «включать» свое воображение, ассоциации, придумывать истории, связанные как раз с тем, что необходимо запомнить.

На пользу пойдет частое заучивание наизусть литературных произведений. Для таких упражнений будут интересны и полезны известные всем русские народные сказки («Репка», «Теремок» и др.). Попросите малыша повторить прочитанное произведение, нарисовать по теме иллюстрации и уже потом по этим же иллюстрациям рассказать сказку от начала и до самого конца.

В помощь родителям был создан комплекс упражнений для развития кратковременной и долговременной памяти разных видов. И направлен он как раз на то, чтобы родители смогли самостоятельно научить ребенка запоминанию, что самым наилучшим образом «аукнется» в школе.

Упражнения на развитие зрительной памяти


«10 картинок»

Для упражнения понадобиться 10 картинок с изображениями различных, знакомых ребенку, предметов. Предложите малышу рассмотреть эти картинки, а затем через 30 секунд попросите ребенка назвать все предметы на картинках, которые он смог запомнить.

Проверка кратковременной памяти: если 6-7-летний ребенок из 10 картинок назвал хотя бы 6-7 — результат очень хороший.  Далее следует показать ребенку те картинки, которые он забыл назвать, а затем через 10 минут (и через час) попросите ребенка снова вспомнить изображения. Проверка долговременной памяти: ребенок в лучшем случае должен назвать 7 и более картинок — результат отличный.

«Запомни и нарисуй»

Разложите перед ребенком карточки с изображением различных геометрических фигур, цифр, букв. Уберите картинки и предложите ребенку изобразить на листе все, что он запомнил.

«Я — художник»

Предложите ребенку роль художника (фотографа, детектива), который в состоянии запечатлеть любой предмет (явление, ситуацию). Допустим, ребенок внимательно рассматривает все предметы, лежащие на письменном столе, затем закрывает глаза и перечисляет все, что он запомнил.

«Запомни картинки»

Вместе с ребенком рассматривайте в течение 40 секунд 10 картинок, затем уберите их и называйте по очереди все, что запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, которая не была доселе названа.

«Что изменилось?»
Разложите на столе 5-8 фигурок (игрушек). Малыш должен внимательно их рассмотреть и затем отвернуться. Пока он не видит, надо убрать несколько картинок, а на их место положить новые или же поменять две картинки местами. Когда ребенок повернется, у него надо спросить, что изменилось, какие картинки (игрушки) новые, какие убрались или поменялись местами.


Упражнения по развитию слуховой памяти

«10 слов»
Прочитайте ребенку 10 слов и попросите его после прочтения повторить те слова, которые он запомнил. Среднестатистический дошкольник в состоянии повторить 5-6 слов — это хороший показатель для кратковременной памяти. Далее следует назвать ребенку те слова, которые он забыл. По прошествии одного часа необходимо вернуться к упражнению и попросить ребенка вспомнить все названные ранее слова (в этот раз маме слова называть не стоит).  Долговременная память считается хорошей, если ребенок вспомнил хотя бы 7-8 слов.

«Слушай и повторяй»

Постучите карандашом по столу и попросите ребенка воспроизвести услышанное.

«Я положил в мешок...»

Такая игра будет очень интересна и полезна для развития памяти в длительных поездках. Первоначальную фразу может сказать мама, допустим: «Я положила в мешок помидор», следующий, кто будет говорить, это может быть ребенок повторяет услышанное, но при этом добавляет свое «вложение». Допустим: «Я положил в мешок помидор и огурец». Третий игрок должен добавить третье слово (яблоки, груши и др.) и повторить полученную фразу целиком. Кстати, эта игра служит для развития объема памяти.

«Опосредованное запоминание»

Положите перед ребенком карточки с изображениями предметов (обезьяна, сыр, книга, луна, мороженое). Скажите, что сейчас вы прочтете слова, которые надо запомнить, а ребенку следует при этом подбирать картинки соответствующей тематики, которая и была бы «помощницей» для воспроизведения слов, прочитанных вами. Слова для запоминания в данном случае будут такими: еда, учеба, зоопарк, ночь, сладость). К примеру, при слове «ночь» ребенок должен выбрать карточку «Луна». Затем ребенка нужно попросить повторить слова, которые он запомнил. Через 15 минут покажите ему картинки, которые он выбрал для запоминания и попросите вновь назвать слова. Количество правильно названных слов дает возможность видеть, насколько у малыша развиты логические связи в процессе запоминания.

Упражнения для развития тактильной памяти


Стоит напомнить, что тактильная память заключается в способности запоминать ощущение от прикосновения к различным предметам.

«Что это?»


Для упражнения необходимо приготовить разные на ощупь предметы: теплые, холодные, гладкие, шершавые, мягкие и твердые.  Часть игрушек следует положить на стол, а другую часть — под стол. Предложите малышу потрогать предметы, а затем назвать, что лежит на столе, а что под ним.

«Дощечки»
Для данного упражнения необходимо приготовить 10 дощечек с разной поверхностью, проставить на них порядковые номера и наклеить следующие материалы: 1 — мех, 2 — наждачная бумага, 3 — фланель, 4 — расплавленный воск со свечи, 5 — толстый шнурок, 6 — спички или палочки, 7 — целлофан, 8 — фольга, 9 — бархат, 10 — вельвет. Разложите дощечки в ряд согласно порядковым номерам.

Пусть ребенок закроет глаза и тщательным образом ощупает все поверхности. При этом ему необходимо запомнить в каком порядке лежат дощечки. Затем следует перемешать дощечки и попросить малыша на ощупь разложить их в заданном порядке (позвольте ребенку потренироваться несколько раз).

Упражнения для развития моторно-зрительной памяти (память на движения)

«Запомни движение»
Покажите малышу движения, которые состоят из нескольких действий (желательно 3-4 действия). Он должен повторить эти действия сначала в заданном порядке, затем в обратном. К примеру, повернулись по часовой стрелке, покачались, помахали руками, присели.

«Согласованные действия»

Встаньте рядом с ребенком и предложите ему показать парные действия (пилка дров, гребля в лодке, перемотка ниток, парный танец). Затем попросите ребенка вспомнить последовательность действий: какое движение было вторым, четвертым, первым, третьим?

«Выложи узор»
Следует выложить на столе несложный узор и попросить малыша запомнить его (цвета, количество деталей и т.д.). Затем узор следует разбурить и попросить ребенка выложить точно такой же.

Многие упражнения несложны по своему выполнению, но есть и такие, над которыми придется потрудиться ребенку. Не стоит стремиться выполнить все и сразу, лучше всего выполнять ежедневно по несколько упражнений из каждого комплекса. Ребенку должно быть в первую очередь интересно и привлекательно, а не тяжело и скучно.

Лучше всего проводить занятия как увлекательную игру, чередовать одно умственное задание с «разгрузочным».

Не забывайте периодически повторять пройденный материал. Недаром же существует пословица «Повторение — мать учения».

Старайтесь ассоциировать пройденный материал с каким-либо явлением, образом или действием. 

Постарайтесь разнообразить рацион питания вашего ребенка, который должен быть не только разнообразным, но и богатым фосфором, йодом, железом, магнием, цинком, витаминами.

Основными продуктами, которые смогут существенно «накормить» мозг, являются: овощи, ягоды, мед, орехи, злаки, нежирное мясо, рыба, молочные продукты.


 
 

Оставить комментарий к статье:
Только зарегистрированные пользователи могут оставить комментарий к статье



НОВЫЕ СТАТЬИ
Игры с пальчиками развивают речь вашего малыша
Когда у ребенка есть проблемы с речевым аппаратом, причиной этого чаще всего является в той или иной степени моторная недостаточность. Обратите внимание на работу рук вашего малыша и сколько времени вы уделяете на развитие детской моторики
Улучшим память ребенка: полезные рекомендации и упражнения
В школе очень важно уметь запомнить получаемую от учителя информацию и правильно ее воспроизвести. Но достичь совершенства в развитии памяти невозможно за пару месяцев подготовки к школьному периоду, важно начинать заботиться о способности...
Развивающие игрушки для деток от полутора до двух лет
Конечно, трудно считать юбилеем полтора года. Но в жизни вашего малыша это – важная веха, завершающая очередной этап становления личности крохи. Впереди – новые игрушки и удивительные открытия.




Последние новости

 Kiddli сэкономит время для 90% украинских мам!
Знаете ли вы, где можно найти лучшие садики, спортивные секции, курсы, нянь и другие важные услуги для детей в вашем городе или рядом с вами, не теряя при этом на поиски часов или даже дней вашей...
Экскурсия на завод Агуша
Ранняя осень – отличное время для совместного путешествия вместе с ребенком! В связи с этим «Агуша» с большим удовольствием приглашает Вас и Ваших деток на бесплатную экскурсию по «Заводу Агуша»,...
 «Джеронимо» объявляет июль месяцем Правил Дорожного Движения
Нет лучше способа научить детей чему-то, чем вовлечь их в тематическую игру. Детский центр «Джеронимо», заботясь о знании детей правил дорожного движения, придумал для малышей целый месяц...
На какие жертвы готовы женщины ради стройности?
Ученые не раз проводили исследование на тему того, на что готовы пойти женщины ради стройности. Кто-то из представительниц прекрасного пола готов отказаться от секса, кто-то - от шопинга. Но...
Чем красивее женщина, тем реже она платит
Многие современные женщины предпочитают платить сами за себя на первом свидании. Но, как показало недавнее исследование, не все. Это зависит от внешней привлекательности дамы.

rasskazov.com.ua



по сайту по интернету






СТАТИСТИКА
Зарегистрированных:
Сегодня: 223
Всего: 685912



Добавьте себе нашу кнопку

7я Семейный портал в Украине

Код




логин
пароль





ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ
НА ФОРУМЕ
Облако тегов
беременность ребенок вязание роды лечение на спицах воспитание отношения школа детский сад семейный бюджет красота здоровье психология грудь анализы питание упражнения диета имя малыш развитие ребенка отдых планирование беременности йога фитнес кормящая мама грудное вскармливание фен шуй бесплодие запоры определение беременности уход праздничные блюда семья путешествия праздники отдых образование красивые волосы мода Форум
Видеоролики




Сколько сигарет вы выкуриваете в день:
Стоимость пачки сигарет:
Сколько лет вы курите: